Норма приема врача терапевта

Статьи по теме

В медицине впервые были утверждены нормы времени приема врачами пациентов. Если сравнивать с нормами времени, бывшими в ходу ранее, можно увидеть, что показатели для врачей-специалистов увеличились. Исходя из этого, можно предполагать, что за появлением обновленных нормативов последуют и изменения в структуре врачей клиник и их общего количества.

Новые нормы времени приема врача

К сожалению, приказ Минздрава России от 02.06.2015 No 290н, определивший нормы времени на прием пациентов у врачей некоторых специальностей, грешит неопределенностью терминологии и формулировок. Следствием этого могут стать разночтения в некоторых пунктах недавно вышедшего приказа.

Так, п. 1 Приказа Минздрава No 290н сообщает, что типовые стандарты и нормы времени приема врача могут быть применены как при медпомощи в амбулаториях, так и при посещении потенциальных пациентов врачом непосредственно на дому.

Это можно трактовать и как то, что речь идет о конкретных нормах времени на прием пациентов врачами непосредственно в клинике либо на дому и как усредненные нормы приема пациентов врачами где бы то ни было.

Но между тем нормы времени на прием пациентов врачами при “домашних” посещениях обычно вдвое-втрое больше нормативов затрачиваемого времени на посещение больного в клинике. Здесь играет роль и уровень расселения жителей, и время, которое приходится тратить на передвижение по участку, и размер участка, даже то, есть ли в подъездах домов пациентов лифты и т.п. Из-за этого вряд ли можно однозначно утверждать, что эти показатели необходимого времени могут быть аналогичными друг другу.

Но нормы времени приема пациентов врачами – это средние цифры между временными затратами на приход к пациентам в клинике и приход к больному на дому. И в каждом случае придется проводить разделение этих норм в зависимости от дифференциации типов посещений потенциальных больных по месту, где оказывалась медпомощь, дома у больного или же в клинике. В зависимости от результатов средние показатели норм времени, определенных для визитов к больным, будут меняться.

Вывод – пункты этого недавно принятого документа явно нуждаются в детализации и уточнении. Вероятно, в приказе Минздрава все же говорится о нормах времени на прием пациентов врачами непосредственно в клинике. Но тогда в приказе Минздрава обязательно должно быть и определение необходимого нормативного количества времени на “домашнее” посещение. Кроме того, необходимо определить, каким образом эти стандарты времени должны будут действовать и как при необходимости они будут меняться. Уточнения требует и вопрос о нормах времени приема пациентов врачами, который проходит сугубо с профилактической целью. Причем условия применения этих стандартов не определяются в приказе, там сказано лишь – 60-70% от норм используемого времени, связанного с посещением одним пациентом медицинского специалиста в связи с заболеванием. Однако запись на каждый прием потенциального пациента к врачу производится вне связи с целью его посещения.

Таким образом, если посещение еще не заболевшего пациента сугубо с профилактической целью проходит на обычном посещении у принимающего его врача, то и стандартные нормы приема пациентов врачами нельзя точно дифференцировать по цели состоявшегося посещения — было ли оно из-за наступления болезни у пациента или осуществлялось с целью профилактики наступления заболевания. Исходя из вышесказанного, в п. 6 крайне необходимо внести уточнение: «посещение врача с профилактической целью, выполняемое в специально отведенные дни либо часы приема».

Читайте также:  Можно ли вареники с картошкой при панкреатите

Нормы времени приема врачей-специалистов – ожидание и реальность

Если мы будем ориентироваться на данные хронометража, стандартные затраты времени на работу с оформлением и анализом медицинской документации, которые прогнозирует приказ, совпадают с реальностью только лишь у врачей-педиатров. Например, у терапевта затраты времени на работу с оформлением и анализом данных о пациентах и прочей медицинской документации составляют около 40%, у семейного врача — еще на 3% больше. Уложиться в заданные нормы времени приема врачей-специалистов оказывается весьма проблематично.

При распределении затрат времени, необходимого на работу по оформлению и анализу медицинской документации в соответствии со стандартами в приказе, по факту мы сталкиваемся с резким уменьшением объемов собираемых статсведений. В дальнейшем это чревато недополучением статистики, на которой основываются важные медисследования.

В приказе упомянуты коэффициенты корректировки, которые более применимы к стандартам и планам по числу посещений пациентов, но не усредненным нормам времени приема врачей-специалистов с учетом каждого посещения. Крайне сложно представить, что в медицинских клиниках будут менять целые отраслевые стандарты норм времени приема врачей-специалистов на каких-то одну-две минуты. Для правок такого порядка все же целесообразно использовать гораздо более весомые цифры.

Например, если сложить все приведенные поправки, то в сумме они составят всего 0,15, т. е., только каких-то две-три минуты. В таблице No1 сопоставлены принятые ранее, действовавшие до введения приказа No290-н расчетные стандарты времени на посещение, выверенные в соответствии со стандартами по таким документам, как:

  • приказ Минздрава СССР от 23.09.1981 N1000 «О мерах по совершенствованию орг-ии работы амбулаторно-поликлинических учр-ий» (Приказ N1000)
  • приказ No 290н Минздрава РФ,
  • статистические данные, полученные от аналитиков ВНИИ им. Н. А. Семашко.

Таблица 1. Сравнительные данные по нормам времени приема врачей специалистов на 1 посещение, мин.

В настоящей публикации речь пойдет о системе результативных показателей, выступающей в виде норм нагрузки по месту оказания медицинских услуг, а именно для амбулаторно-поликлинических учреждений.

В системе здравоохранения Российской Федерации процессы планирования и определения численности персонала медицинских учреждений основываются либо на разработках конца XX в., либо на основе региональных разработок. При расчете норм нагрузок для медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений применяются различные коэффициенты использования рабочего времени, что противоречит самой системе нормирования, также вся деятельность, как прочая, так и вспомогательная, рассчитывается в общем объеме. Но необходимо отметить, что исходя из современных тенденций развития всей системы здравоохранения в рамках национальных проектов, где основное внимание уделяется внедрению современного оборудования и новейших технологий оказания медицинских услуг на первый план выходят мероприятия, направленные на повышение квалификации медицинского персонала. Следовательно, система регулирования данных мероприятий нуждается в совершенствовании.

Результатом приведенных рекомендаций по совершенствованию будут выступать разработанные рациональные нормы нагрузки для медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений. Норма нагрузки врача амбулаторно-поликлинического учреждения отражает число лечебно-диагностических посещений в час и функции врачебной должности в год, а норма нагрузки медицинской сестры отражает количество пациентов, которым медицинская сестра оказала медицинские услуги. Алгоритм определения норм нагрузки медицинского персонала в амбулаторно-поликлинических учреждениях в час приведен на схеме 1, а на год — на схеме 2.

Читайте также:  Диабетическая фетопатия новорожденных последствия
Типовой алгоритм определения нормы нагрузки медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений в час

Типовой алгоритм определения нормы нагрузки медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений в год

Процесс определения нормы нагрузки врачей амбулаторно-поликлинических учреждений проходит в три этапа:

I этап. Выбор специализации врача, для которого устанавливаются нормы нагрузки. На основе данного выбора формируются исходные данные. Для наглядности и удобства все данные заносятся в форму N 1:
В форме N 1:

  • колонка 1 — номера услуг по порядку;
  • колонка 2 — наименование услуги по номенклатуре медицинских услуг;
  • колонка 3 — код услуги, из номенклатуры медицинских услуг;
  • колонка 4 — если основная услуга сложная, то заносится наименование простых услуг, из которых состоит сложная услуга, а если основная услуга простая, то заносится технология оказания услуги;
  • колонка 5 — заносятся нормы затрат времени на оказание медицинских услуг, указанных в колонке 4, из справочника "Нормы времени на выполнение простых медицинских услуг";
  • колонка 6 — коэффициент повторяемости;
  • колонка 7 — средневзвешенные затраты времени на одно посещение.
Форма N 1

Наимено-вание оказы-ваемой услуги

Код услуг Техно-логия оказа-ния услуги Нормы времени на оказание простых услуг, мин. Коэфф-ициент повто-ряемости Средне- взвешенные затраты времени, на одно посещение Итого: — — — — —

II этап. Медицинские услуги могут оказываться при первичном и повторном посещении, а также при посещении пациента на дому и с целью профилактики. Поэтому целесообразно определение средневзвешенных значений показателей расчетных норм времени на лечебно-диагностическое посещение по формуле 1:

где t1 — показатели расчетных норм времени на первичное лечебно-диагностическое посещение ,
j1 — удельный вес первичных лечебно-диагностических посещений (в %),
t2— показатели расчетных норм времени на повторное лечебно-диагностическое посещение ,
j2 — удельный вес повторных лечебно-диагностических посещений (в %),
t3— показатели расчетных норм времени на посещение на дому,
j3 — удельный вес посещений на дому (в %),
t4— показатели расчетных норм времени на посещение с профилактической целью ,
j4 — удельный вес посещений с профилактической целью (в %).

При условии, когда медицинские работники оказывают только один вид указанных услуг, средневзвешенный показатель не рассчитывается. В этом случает окончательные нормы затрат времени на оказание услуги берутся из Норм времени на оказание простых медицинских услуг или Норм времени на оказание сложных медицинских услуг.

При определении средневзвешенного показателя его значение принимается за окончательную норму времени на оказание медицинской услуги. В таблице 4 представлены расчетные нормы времени на лечебно-диагностическое посещение у разных врачей, данные показатели рассчитаны на основе коэффициентов повторяемости.

Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология»!

Должность участкового врача в территориальной поликлинике может занимать врач-терапевт или врач общей практики (семейный врач) — приказ МЗ РФ № 237 от 26.08.92г. Нормативы участковости: 1) для терапевта — 1700 жителей старше 14 лет; 2) для врача общей практики — 1500 жителей старше 14 лет; 3) для семейного врача — 1200 человек всех возрастов. Штатный норматив — 5,9 должности участкового терапевта на 10000 взрослых жителей. Норма нагрузки — 5 посещений в час на амбулаторном приеме, 2 посещения в час на вызовах. Функции участкового врача-терапевта: 1) оказание квалифицированной врачебной помощи по специальности “внутренние болезни” на амбулаторном приеме и на дому; 2) проведение проф-ой и санитарно-противоэпидемической работы, диспансеризации, гигиенической пропаганды; 3) своевременная госпитализация больных в установленном порядке; 4) организация консультаций больных у врачей других специальностей; 5) проведение лечебных и реабилитационных мероприятий в амбулаторных условиях; 6) осуществление экспертизы временной утраты трудоспособности и направление на ВТЭК; 7) анализ состояния Врач общей практики — это специалист широко ориентированный в основных врачебных специальностях и способный оказать многопрофильную амбулаторную помощь при более широком круге заболеваний, чем участковый терапевт, а так же при неотложных состояниях. Численность обслуживаемого контингента у врача общей практики — 1000 человек, у семейного врача (с учетом детей) — 1 200 человек. Соответственно меняться объемы и структура медицинских услуг, оказываемых узкими специалистами; они должны преимущественно консультировать сложные случаи заболеваний и лишь некоторых больных брать под постоянное диспансерное наблюдение. Положения о враче общей практики (семейном враче) 1. Это специалист с высшим медицинским образованием, имеющий юридическое право оказывать первичную многопрофильную медико-социальную помощь населению, прошедший необходимую подготовку в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат. 2. ВОП, оказывающий помощь семье независимо от пола, возраста пациентов является семейным врачом. 3. Может оказывать помощь индивидуально или совместно с другими специалистами. Квалификационные требования 1. Владеть основами законодательства по охране здоровья населения. 2. Знать Структуру и основные принципы здравоохранения. 3. Уметь планировать и анализировать свою работу. 4. Знать принципы сотрудничества с другими специалистами: социальной службой, страховыми компаниями, юридической службой, общественными и благотворительными организациями, ассоциацией врачей и.т.д). 5. Соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии. 6. Должен освоить следующие виды деятельности: I. Профилактика, диагностика, лечение наиболее распространенных заболеваний и реабилитация пациентов. Осуществлять наблюдение при: внутренних болезнях, туберкулезе, хирургических болезнях, психических болезнях, болезнях женских половыхорганов, кожно-венерических болезнях, лор — болезнях, инфекционных заболеваниях, болезнях глаз, заболеваниях нервной системы, аллергической патологии. II. Оказание экстренной и неотложной медицинской помощи в следующих неотложных состояниях: шок, обморок, гипертонический криз, коллапс, кома, остр, дыхательная и сердечная недостаточность, истинный и ложный круп, астматический статус, кровотечение и.т.д. III. Выполнение медицинских манипуляций (все виды инъекций, внутрикожные пробы, определение группы крови, проведение и расшифровка ЭКГ, спирометрия и.т.д.), для оказания экстренной помощи (непрямой массаж сердца, искусственное дыхание, внутрисердечное введение лекарственных препаратов, методы аспирации), хирургические манипуляции (биопсия, пункция, зондирование, анестезия, первичная обработка ран и ожогов, вскрытие абсцессов, иммобилизация и.т.д). IV. Организационная работа: знать демографическую и медико-социальную характеристику обслуживаемого контингента, обучать ЗОЖ, консультировать по вскармливанию, уходу, закаливанию, подготовки детей к дошкольным учреждениям, по вопросам планирования семьи, проводить противоэпидемические и оздоровительные мероприятия, выявлять ранние, скрытые формы заболеваний и факторы риска. Организовать весь комплекс диагностических, лечебных и оздоровительных мероприятий. Проводить диагностику беременности и наблюдать за ее течением. Проводить врачебно трудовую экспертизу. Организовывать помощь одиноким совместно с органами социальной защиты. Вести учетно-отчетную документаци

Читайте также:  Как делать забор крови

Приложение N 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 декабря 2005 года N 765

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Медицинская документация Учетная форма N 030/у-тер

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
18 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: